Поклонники соула и ритм’н’блюза, ликуйте: в Москве снова выступит
признанная королева «чёрной» музыки, Эрика Баду. Певица представит
российской публике свой последний альбом New Amerykah Part Two: Return
Of The Ankh.
Ее вокальные данные сравнивают с голосом Billie Holiday, а её талант
композитора и исполнителя собственных песен подобен дару её не менее
великих предшественников: Дайаны Росс, Стиви Уандера, Сэма Кука, Чаки
Хан. Последовательно идя по стопам великих, Эрика Баду словно открывает
музыку соул заново: на границе двадцатого и двадцать первого веков
её мистический голос облекает драмы прошлого и мечты будущего в упругие
ритмы ритм‘н‘блюза и глубокие переливы соула. Само её сценическое имя —
Erykah Badu — означает соединение древнеегипетского символа неистощимой
жизненной энергии и сочный джазовый напев, удивительную гармонию
вечности и мимолётности.
Как большинство исполнителей музыки соул, возникшей из жанра госпела,
уроженка Далласа, штат Техас, Эрика Баду (тогда еще Эрика Райт) впервые
открыла в себе дар певицы в церковной музыке. Первые записи церковных
гимнов на старый бабушкин магнитофон, мамины пластинки с песнями Джони
Митчелл и Pink Floyd, выступления в местном детском театре
и запоминающиеся на всю жизнь овации маленькой актрисе — вот что уже
в юном возрасте указало Эрике ее жизненный путь. В творческом поиске
ранних лет Эрика перепробовала многое: балет и современный танец,
театральное мастерство и чтение рэпа на местной радиостанции под
псевдонимом MC Apples The Alchemist, квантовую физику в университете
Грэмблинг и работу официантки.
Ее козырем в рукаве оказалась демо-пластинка из девятнадцати песен,
записанных по ночам при поддержке ее двоюродного брата. Удачное стечение
обстоятельств и не менее удачная кавер-версия на песню Марвина Гея
Precious Love позволило Эрике подписать контракт сначала с небольшим
лейблом, а затем превратиться в мессию нарождающейся новой волны соула
на мэйджор-лейбле Motown/Universal, где и увидел свет ее первый альбом
с незатейливым названием Baduizm. На исходе 90-х песня You
Got Me в сотрудничестве с группой The Roots открыла талант Эрики для
всего мира по другую сторону Атлантики, включая и Россию.
Дальнейшая карьера Эрики как певицы и актрисы была и остается сплошным
взлётом: среди прочих профессиональных наград, число премий Grammy
на каминной полке певицы достигло четырех, а фильм «Правила виноделов»,
в котором Баду исполнила одну из ролей, был удостоен трёх «Оскаров».
Эрика Баду — из тех женщин, которым, кажется, всё по силам и которые это
отлично знают. Она легко меняет свои роли певицы, композитора, актрисы,
режиссёра, модной иконы, благотворительного деятеля, любящей жены
и мамы, гармонизируя эти на первый взгляд противоречивые понятия одной
главной константой — собой.
Эту же гармонию она ищет и находит в головокружительном смешении джаза,
соула, ритм‘н‘блюза, рока, хип-хопа и неведомых белому человеку древних
этнических мотивов, до сих пор звучащих в самых глубинах
афроамериканских гетто, в церковных залах Среднего Запада, в сердцах
уроженцев чёрного континента. Кажется, что эта грациозная и волшебно
красивая женщина, в разноцветных тюрбанах, почти всегда покрывающих
ее голову — посланец иных миров, столь же далеких от нас, как склоны
Килиманджаро и лабиринты луксорских дворцов, и не поёт она, а переводит
на понятный нам язык сложные узоры из чьих-то далёких голосов и мотивов.
Эрика Баду одним своим существованием оправдала то, что теперь принято
называть нео-соул, и с беспечной легкостью она творит историю музыки
дальше. Подобное слишком редко можно увидеть на современной сцене,
и если в этой жизни вы не смогли застать выступления Ареты Франклин
и Сэма Кука, то пропустить Эрику Баду никак нельзя.
|