Наверное, многих бы удивило, что сейчас даже крупнейшие звукозаписывающие
компании первые выпуски большинства альбомов производят именно на виниле.
Причин этому несколько, и дело не только в звуке, но и в том, что виниловые
пластинки труднее скопировать в mp3 и выложить в свободный доступ. По такому
принципу максимальной защиты сейчас и выпускается новая музыка: в первом
эшелоне идёт винил для хай-эндовых музыкальных центров, которые приобретают
истинные ценители музыки, за ним следуют выпуски на CD-носителях, и уже в
арьергарде находятся цифровые альбомы mp3. Таким образом звукозаписывающие
компании постепенно снимают прибыль, с каждым новым выпуском для более широкой
аудитории без особой радости снижая уровень защищённости записей.
В последние пять лет тенденция возврата к винилу набирает обороты. Особую
роль во вновь возникшей популярности винила играют громкие и неожиданные
воссоединения старых рок-команд, таких как Led Zeppelin, Police и некоторых
других. Старые музыканты с особенным удовольствием издали первые выпуски новых
альбомов именно на виниле. К огромному удивлению звукозаписывающих компаний
эксперимент удался. Поколение, которое видело винил только на чердаках и в
пыльных старых коробках, которое не расстаётся ни днём ни ночью с новыми
iPod’ами, неожиданно тепло восприняло виниловые диски. Да и производители
музыкальной аппаратуры верхнего ценового сегмента не забывают про винил. Так
винил получил второе рождение.
История винила была не менее сложной, чем история электрических лампочек,
пришедших на смену масляным и газовым фонарям. Не все воспринимали виниловые
пластинки даже на самой заре их зарождения, когда аналога почти что и не было.
Особенностью долгого пути винила является то, что судьба пластинок была
неотделима от прогресса развития аппаратов, их проигрывающих.
Сама технология извлечения звука с шершавого винилового бока очень проста.
Сама по себе звуковая дорожка – это туго скрученная спираль-канавка, у которой
легко заметить неравные зубчатые края. По размеру канавки легко понять – старая
это пластинка или новая и сколько она примерно будет звучать. Легко догадаться
почему: чем меньше канавка, тем более длинная звуковая спираль разместится на
виниловом кругляшке. По зазубринам и неровностям канавки и будет плясать игла
проигрывателя, передавая все эти колебания на колонки как звук. И никаких
особых ухищрений, кроме обычного усиления сигнала, не требуется. Можно даже
самому проверить эту методику. Просто создайте в комнате абсолютную тишину и
поставьте вместо игры проигрывателя кончик вашего ногтя или обычную деревянную
зубочистку. И вы услышите тихую-тихую мелодию, которая будет литься с
крутящегося диска – получается, что ваш ноготь тоже может проигрывать виниловые
пластинки, только ему не хватает усилителя.
Появилась сама технология считывания ранее записанного звука с твёрдой
поверхности благодаря Эдисону. Ещё на службе в телеграфе он заметил, что
контакты, скользя по ленте перфокарты, издают разные звуки, высота которых
зависела от формы дырочек. Именно тогда, в 1877 году, Эдисон и запатентовал
устройство, названное им фонографом. Но это был только лишь предок настоящего
проигрывателя – несовершенный и медлительный. Его технология заключалась в том,
что игла записывала и проигрывала в вертикальном положении звук на оловянный
валик или же деревянный валик, покрытый оловянной фольгой. Также порой
применялся валик, обернутый бумагой с толстым слоем воска. Недостатки
технологии были заметны с первого взгляда: звуковая дорожка быстро
деформировалась, тиражирование таких записей было слишком сложно технологически
и довольно дорого, да и к тому же аппарат был очень чувствителен к малейшим
колебаниям. Только в 1897 году Эмиль Берлинер создал два уникальных устройства:
рекордер, записывающий звук на пластинку из цинка, с помощью которой потом и
тиражировались пластинки, и столь знаменитый граммофон, устройство которого и
получило продолжение в современных проигрывателях. Технология Берлинера
оказалась не только более простой, чем у Эдисона, но и экономический более
выгодной: один цинковый диск, полученный на рекордере, позволял наштамповать
более пятисот копий пластинок для граммофона. Стоит отметить, что ещё десять
лет ушло на поиски идеального материала для пластинок. Вначале это был эбонит,
и только много лет спустя граммофонные пластинки стали изготавливать из шеллака
– особого вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми. И ещё много
десятилетий именно этот материал служил основой для производства пластинок – до
тех пор, пока не появился винил. Появление достаточно прочного материала было
жизненно важно: пластики не выдерживали долгого издевательства стальными
звукоснимающими иглами и быстро теряли свойства. Потому довольно часто
встречались такие варианты, когда одна и та же песня записывалась на обе
стороны пластинки – просто чтобы продлить жизненный срок музыкального чёрного
диска. Не стоит даже упоминать, что о понятии альбом никто и не задумывался –
на одну пластинку помещалась только одна песня. И только в 1931 году появилась
технология стереозаписи в одной канавке, а заодно и более совершенные
звукоснимающие головки – всё вместе это позволяло записать на диск две-три
песни.
Само же понятие «виниловая пластинка» появилось уже после Второй мировой
войны, в 1948 году, когда крупнейший производитель пластинок «Колумбия» создал
технологию «долгих» пластинок, основой которой являлся новый материал винилат.
Благодаря этому материалу, а также технологиям уплотнённой записи, микроканавок
и сниженной скорости воспроизведения и появились виниловые пластинки с целыми
альбомами исполнителей.
Особым революционным этапом развития виниловой пластинки стал 1958 год.
Тогда лабораторные исследования выдали довольно интересный результат, который и
был немедленно введён в производство. Технология заключалась в том, что
звукоснимающая игла ловила не только вертикальные вибрации, но и
горизонтальные, а заодно края канавки наклонились под углом сорок пять
градусов. Теперь вертикальные неровности дорожки передавали правый канал, а
горизонтальные – левый. Виниловые пластинки продолжали и дальше
совершенствовать, были даже попытки выдавить из них квадрофоническое звучание,
а потом даже считывать неровности лазером. Но все эти необычные технологии не
прижились, и виниловая пластинка в течение десятков лет сохраняла неизменный
облик.
Технология записи на пластинку принципиально не менялась практически с
появления граммофона. Менялся только инструментарий – вслед за техническим
прогрессом совершенствовалась звукозаписывающая аппаратура и технологический
процесс. Ныне всё происходит так. Записываемый звук сразу же преобразуется в
механические колебания специального резца – именно он наносит на стальной диск,
покрытый тончайшим слоем меди, круговые линии, полностью передающие малейшие
изменения звуковой волны. А вот уже с этого шаблонного диска методом
гальванопластики и получают никелевые копии диска, которые и будут
использоваться при дальнейшем процессе изготовлении пластинок. В ходе
технологического процесса получают никелевые копии диска со своеобразным
негативом записанного звука. Именно такие пластинки и служат на производстве
формой для прессования грампластинок. Из никелевых негативов формируют
пресс-формы, которые непосредственно и штампуют виниловые пластинки. Одна
пресс-форма позволяет выпустить многие тысячи пластинок. Стоит отметить, что в
процессе производства в первой партии пластинок отбираются контрольные
экземпляры и прослушиваются в специальных звуковых кабинах, чтобы сразу же
определить брак в пресс-формах, если он есть. Далее все пластинки после пресса
проходят температурную выдержку – это помогает избежать коробления. Кроме того,
проверяется и внешний вид пластинок уже на этапе упаковки. Такой сложный и
многогранный процесс контроля и создаёт необходимые условия для появления
идеального звука на виниловых пластинках.
Сейчас производителей виниловых пластинок можно пересчитать по пальцам. И,
несмотря на такой всплеск внимания к винилу, как со стороны простых
пользователей, так и со стороны ди-джеев, всё равно количество производителей
пластинок не увеличивается. Из таких вот компаний особо стоит отметить завод
«Optimal», расположенный недалеко от Берлина в городе Робель. Там пытаются
возродить производство виниловых пластинок, и получается у них очень даже
неплохо. Интересно то, что оборудование директор завода собирает «с бору по
сосенке» – что-то из Индии, что-то из России, что-то из стран Европы, а
кое-какие агрегаты вообще взяты в аренду из музеев звукозаписи. Сейчас этот
завод производит более четырёх миллионов пластинок в год, среди них синглы и
альбомы многих известных исполнителей. Например, недавно «Optimal» выпустил на
рынок ярко-розовые виниловые диски с альбомом Мадонны.
Не стоит забывать и об отечественных заводах. Когда-то на просторах СССР
виниловое производство было крупнейшим в мире. И в последние годы
предприниматели пытаются возродить деятельность некоторых заводов. Например,
Апрелевский завод грампластинок уже сейчас активно присутствует на рынке,
предлагая не только стандартные чёрные виниловые пластинки, но и диски в самых
разных цветовых решениях, а заодно в необычных формах – сердца, многогранника,
капли.
Особо важны виниловые пластинки для культуры скретчевых ди-джеев. Только на
виниле можно по-настоящему «запиливать» звук, чувствуя кончиками пальцев каждый
звуковой момент. «Scratch» с английского и переводится как «царапины», а
«scratching» – «запиливать». Удивительный звук скретча получается благодаря
только лишь ловкости и мастерству рук, а заодно музыкальному чутью ди-джея. И
никакие CD-примочки помочь в этом деле не смогут – волшебство скретча
подчиняется только винилу и рукам. Пик развития скретча пришёлся на
восьмидесятые годы. Но и сейчас многие ди-джеи, музыканты, композиторы
применяются скретч для ремиксов и оригинальных версий песен. Виниловый
проигрыватель давно уже получил статус музыкального инструмента: опытные
ди-джеи под каждую песню подбирают особую тональность скретча. В музыкальном
движении хип-хоп скретч встал во главе. И теперь просто невозможно представить
хоть одну хип-хоп группу без участия скретчевого ди-джея.
Скретч создаёт удивительно динамический эффект звука, который завораживает и
подчиняет многотысячные толпы магическому звучанию и ритму. Производители
музыкального оборудования прекрасно это понимают, и потому дань винилу отдаётся
практически всеми производителями профессионального музыкального оборудования.
Особо отметить здесь стоит японских производителей Technics и
Vestax. Последний наиболее заботливо
поддерживает скретч-культуру, Turntablism, выпустив
даже "вертушку" в деревянном корпусе
Vestax Controller
One, на котором можно играть и скретчить по нотам. Благодаря
уникальному звуку виниловых скретчей, который нельзя извлечь ни откуда, кроме
винила, корпорация Vestax официально называет Controller One музыкальным
инструментом.
Виниловый звук намного превосходит звучание CD-дисков, не говоря уже об mp3
файлах. Такой звук и более естественный, выдающий глубокие, чистые басы.
Некоторые ди-джеи даже называют виниловые басы более упругими, эмоциональными.
Звук с виниловой пластинки более пространственный, объёмный, в нём нет
неодушевлённости цифрового сигнала. Тем более не стоит забывать и о том, что на
виниле выходят самые свежие композиции, как мы и упоминали ранее. И самое
главное – на виниловых пластинках намного приятнее скретчить. Тактильный эффект
не сравним ни с чем. Как говорится в одном известном рекламном ролике: «Винил –
работа, приятная на ощупь».
|