Во всех
наших последних статьях мы говорили о возвышенном, так сказать, - о
технологиях написания музыки, обработки звука, достижения фирменного
звучания. Сегодня же мы существенно приспустимся на землю, к гнусным
реалиям бытия, а если быть более точным, реалиям нашего с Вами (увы)
отечественного клубного бизнеса.
И затронем мы не самую приятную, но, тем не менее, неотъемлемую его
часть - кидалово, которое, увы, встречается на клубных просторах нашей
великой страны.
Так кого же и как обманывают в клубном бизнесе и как этого избежать? Именно об этом и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.
Ди-джею
Ди-джеям в нашей стране живется куда как не сладко, если ты, конечно,
не топ-звезда. Конкуренция очень велика, ди-джеев стало уже до
неприличия много и отношение со стороны клубов (а точнее, арт-директоров
и промоутеров) к простым труженикам музыкальной индустрии, подчас
становится и вовсе наплевательским. Мало того, что гонорары порой
опускаются до беспредельно низких величин, так и платить их
недобросовестные промоутеры не всегда считают нужным.
Среди недобросовестных товарищей бытует мнение, что если ди-джей не
особо именит, можно его кинуть, получить бесплатный сет, и не ожидать
после этого никаких для себя пагубных последствий. В ряде случаев
ди-джеи позволяют себя безнаказанно кидать, оставляют кидалово без
дальнейшего развития, и тем самым лишь укрепляют практику подобных
прецедентов среди недобросовестных арт-составляющих и без того жалкой
клубной "культуры" (именно в кавычках).
Что делать?
Ситуация номер один: вы играете в пределах своего города. Самое
первое: приехал в клуб - проси гонорар до сета. Соблюдение этого
простого и, казалось бы, очевидного правила позволит избежать вам очень
многих головных болей.
Самая распространенная отмазка у недобросовестных промоутеров на этот
счет - "да кто ты такой, я тебя еще не слышал, как ты отыграешь, не
знаю, как отыграешь - заплачу". На реплику такого характера смело
отвечайте - "если ты не знаешь, то зачем ты меня позвал? если позвал,
значит тебе известно, что играю я как минимум нормально, и
соответственно, для тебя, товарищ промоутер, не должно быть никакой
разницы, получу я деньги до сета или после".
В Москве последнее время участилась и другая практика: начинают
ссылать на якобы бухгалтерию, которая выдает деньги только по
определенным будням (типа: приезжайте во вторник). Далее начинается
кормежка завтраками и тянут до последнего, в надежде, что по прошествии
времени ди-джею просто надоест звонить, и он просто забудет эту историю.
Что довольно часто и происходило.
Итог: если промоутер начинает тушеваться и придумывать какие-нибудь
еще нелепые отмазки, демонстративно разворачивайтесь и собирайтесь
уезжать из клуба. В 99% случаев это работает безотказно - денег под
угрозой срыва сета вам заплатят. Если у промоутера они конечно есть.
Если нет – будет выкручиваться из сложившейся дырки в лайнапе сам.
Это в том случае, если вы играете в собственном городе. С гастролями -
все немного проще, но и тут есть ряд неочевидных нюансов, которые
просто необходимо знать.
Самое первое: проинформирован - значит вооружен. Выясните все о месте
проведения мероприятия и его организаторах. Не потрудитесь
воспользоваться поисковиками - вполне возможно, найдете довольно много
всего полезного (например информацию из черных списков, отзывы других
диджеев).
Второе - подписывайте райдер и ни в коем случае ничего не покупайте за свой счет.
О том, что такое райдер, я думаю, особо говорить не нужно – это
документ, в котором прописываются обязательства сторон и требования
артиста к приглашающей стороне.
Составляйте свой райдер с особенной внимательностью – проследите за
тем, чтобы были документированы все возможные моменты, как технические,
так и бытовые. Как минимум – приглашающая сторона не менее чем за 2
недели до даты мероприятия переводит деньги за билеты и как минимум 50%
предоплаты. Остальные 50% - по приезду в город выступления и никак
иначе.
Обязательно должны быть указаны пункты о перемещении артиста по
городу (вам должны выделить машину с водителем либо такси для всех
необходимых трансферов), питании, а также присутствии охраны и
недопущения присутствия посторонних лиц в диджейской во время
выступления. Последнее, как минимум, избавит вас от историй типа: «эй,
диджей, поставь мой компакт-диск», а самое главное, от их возможных
последствий («эй ты че не понял а???»).
Далее, обязательно покупайте билеты в обе стороны, ибо, уезжая в
неизвестность, просто необходимо иметь пути к отступлению. В случае же
если вы решите погостить в городе выступления подольше (понравился
город, встретили местную красавицу/красавца или еще что), вы всегда
сможете сдать, либо поменять билеты.
Обязательно прописывайте в райдере пункт о невыполнении условий
визита артиста приглашающей стороной, а именно "в случае невыполнения
одного из условий, артист имеет право прервать свое выступление". После
подписания райдера с таким пунктом вы будете иметь полное право
развернуться и уехать в любой проблемной ситуации.
И еще один общий совет напоследок, относится он как к гастрольным
выступлениям, так и к выступлениям в вашем родном городе – если вас
позвали играть, скажем, за месяц до даты – не ленитесь каждую неделю
позванивать приглашающей стороны и узнавать, все ли в силе.
Зачастую простые предварительные звонки могут позволить вам не потерять дату.
Разные бывали на эту тему истории. Один промоутер из Новосибирска
забил дату в начале января, обо всем договорились, вроде бы, приятный и
вменяемый товарищ. Когда пришло время высылать предоплату, промоутер
пропал со связи, а далее стал рассказывать по ICQ совершенно
невразумительные истории о том, что он якобы переехал на ПМЖ в Пекин
(интересно, неделю назад был в Новосибирске и резко так переехал?), что
со мной должны были связаться и не связались, как же так? :)
Был и другой забавный случай, только на этот раз в Москве: дата была
забита за 2 недели, и в день мероприятия, когда я начал звонить
промоутерам, дабы узнать, как мне лучше проехать в клуб и уточнить время
сета, у промоутера был выключен телефон. Его знакомые (которым я звонил
узнать, не случилось ли что с человеком) городили какие-то совершенно
нелепые истории о том, что он спит (это в 8-то часов вечера в день
мероприятия), а еще через 2 часа выяснилось, что сет мой по каким-то
неведомым причинам отменяется.
Передо мной извинились и сказали, что промоутер позвонит на следующей
неделе. Ответ был короток и предельно ясен: «передайте ему, чтобы
вообще больше не звонил».
Промоутеру
Да, много уж нелестных слов было сказано о промоутерах. Уши, однозначно, будут гореть у многих :)
Но речь доселе шла о промоутерах недобросовестных, пытающихся
наворовать денег на всем и вся, любыми нечестными способами. Теперь же,
поговорим о промоутерах порядочных, зла никому не желающих, однако,
ничуть не сильнее застрахованных от кидалова, чем ди-джеи.
Да, промоутеров также кидают, кидают не реже ди-джеев. Кидают
недобросовестные директора, учредители и управляющие клубов. И схемы в
данном случае бывают куда как более изощренные и продуманные.
О какие подводные камни может разбиться промоутер в полных хищников
океанах отечественного клубного бизнеса? Попробуем рассмотреть наиболее
типичные схемы.
Итак, вы - промоутер и пришли к руководству клуба договариваться об
организации вечеринки. Какие условия вам могут предложить? Те времена,
когда клубы давали бюджет, 100% выручки со входа и еще 10-15% с выручки
бара уже давно прошли (конечно, если вы не сверхавторитетный промоутер,
за которым сами бегают половина клубов города).
Почему все так существенно изменилось? Причина кроется в появлении
массы совершенно непрофессиональных товарищей, пытающихся выдать себя за
«реальна-крутых промоутеров», и запаривающих руководствам клубов уши
(таких товарищей для простоты в будущем будем называть уже устоявшимся
термином "лохопромоутер").
Приходят такие вот товарищи в клуб, обещают золотые горы, им верят,
дают бюджет, а вечеринку они счастливо проваливают. После таких
инцидентов доверие к промоутерам в целом существенно подрывается и даже
когда после приходят действительно толковые профессионалы, им попросту
не поверят и предложат уже далеко не самые выгодные условия.
Что предложат промоутеру в наше время? В большинстве случаев это будет
вариант а-ля: ваш бюджет и 10-15% с бара (либо 100% со входа, если вход
платный) - и это будет вариант относительно неплохой. При этом, скорее
всего, будет установлена некая минимальная сумма выручки в баре, которую
вам будет необходимо обеспечить.
Также возможен вариант, при котором вас попросят оставить некую
залоговую сумму, которую клуб заберет себе в случае невыполнения вами
поставленных гарантий по выручке.
Вот здесь то и кроются основные подвохи. Начнем с того, что в клубах
воруют практически все, начиная от арт-директоров и заканчивая
барменами. Причем последние для вас намного опаснее, ибо существенная
часть выручки до кассы может просто не дойти и счастливо осесть в
карманах обсуждаемых товарищей. Вы же, по завершении мероприятия будете
сильно шокированы расхождением ожидаемой выручки с фактической - вроде
бы в баре постоянно были люди, постоянно пили, а выручка в два раза
меньше - как же так?
Поэтому, если вы работаете на прибыли с бара, либо у вас есть
обязательства по выручке в баре перед клубом, обязательно ставьте на бар
своего человека, который будет контролировать работу барменов и
пресекать любые попытки присвоения ими прибыли на корню.
О том, что нужно просить у руководства все чеки, я думаю, говорить не
следует - это очевидно. Но стоит также согласовать время открытия и
закрытия учитываемого кассового времени - допустим, вечеринка начинается
с 22:00, а кассу могут начать считать с 00:00 - обязательно уточните
этот момент.
Далее, если клуб просит выделить вас денег на каких-то своих
ди-джеев, go-go, или другую шоу-программу, обязательно проверьте, стоит
ли оно того. Зачастую были случаи, когда арт-директора начинали
рассказывать истории типа «да мы с ди-джеем Васей на короткой ноге, он к
нам за 5000 приедет, а так десятку берет» (в то время как в
действительности Вася играет за 4000 и для совершенно незнакомых людей, а
для знакомых так и вообще за 2000).
А сколько раз бывало такое, что приезжаешь в клуб, подходит
арт-директор отдавать твой гонорар (как и договорились), но просит при
этом: «Если кто-то из руководства клуба спросит, сколько я тебе
заплатил, назови сумму в два раза больше, ok?». Ноу комментс.
Далее по теме. Ни в коем случае не доверяйте функцию фейс-контроля
местной охране - обязательно ставьте своего человека. Иначе, вполне
вероятно, что вполне обеспеченные и полезные для вас посетители на
вечеринку могут по какой-то причине не попасть (плохое было у охранника
настроение, или ему показалось, что компании друзей 23-25 лет нет
18-ти).
Подводя итог всему выше сказанному, вы должны иметь полностью свою
команду людей, которые будут контролировать все ключевые точки - вход,
бар, шоу-программу.
Перед началом вечеринки обязательно проверьте всю аппаратуру: вдруг
на пульте не работает один из каналов, а после это захотят повесить на
вас? Такие случаи бывали.
Нашли в клубе драг-дилера – лучше выведите его сами, пока этого не
сделали люди в масках (прихватив с собой добрую половину посетителей и
создав кучу проблем как заведению так и вам).
И, конечно же, закрепляйте все нюансы вашего сотрудничества
юридически - бывали случаи, когда даже после успешно проведенной
вечеринки промоутерам просто отказывались платить, нагло, в лоб, никак
это не объясняя. Мы все-таки живем в правовом государстве.
И самое главное, какими бы хорошими, приветливыми и доброжелательными
вам не казались люди, с которыми вам предстоит работать - будьте
начеку. Доверяйте, но трижды проверяйте. Это бизнес, а в бизнесе вас
могут кинуть на каждом шагу.
Музыканту
Да-да, и музыкантов - людей, порой, казалось бы, далеких от клубной среды тоже кидают и, причем жестко.
Приведу недавний случай из жизни. Некие региональные товарищи
записали с известной английской певицей (которую они немногим ранее
привозили на гастроли в свой клуб) композицию. Музыканты из них вышли,
мягко говоря, посредственные, и оригинальная аранжировка представляла
собой очень сырой и непрофессиональный продукт – музыкально скудную и
грязно написанную композицию. Вокал, однако, был хороший (единственным
профессионалом была английская певица), решили они, по всей видимости,
выйти за счет ремиксов (денег на которые, у них, естественно не было).
И запустили они байку, по которой релиз должен был выйти на Sony BMG,
и подписали под ремиксы пятерых хороших российских музыкантов, которые,
как ни странно, в байку охотно поверили (хотя Sony BMG хаус не
выпускает вообще) и взялись писать ремиксы (к слову, довольно хорошие).
Один из музыкантов насторожился, мы позвонили в BMG, где,
естественно, ни о российских чудо-музыкантах, ни о таком релизе знать не
знали. После этого мы ничуть не были удивлены, когда релиз вышел на
рекордингсе на собственном лейбле этих товарищей.
И что самое забавное, никто из ремиксеров не удосужился подписать
контракт, и следует ли говорить, не получил ни копейки отчислений с
продаж релиза. В то время как «рекордингс», разумеется, исправно
отчислял деньги с продаж предприимчивым товарищам (а стоит ли говорить,
что покупали люди уж явно не оригинал).
Мораль такова - проверяйте всю информацию и обязательно подписывайте
контракты. Если вам говорят о том, что релиз будет на каком-то очень
серьезном лейбле и не хотят платить авторский гонорар под предлогом
пиара вашего имени, не поленитесь связаться с лейблом и выяснить,
действительно ли они работают с этим музыкантом и действительно ли у них
подписан такой релиз.
Еще одна участившаяся ныне практика – написание музыки на заказ. Ни
для кого не секрет, что очень многие ди-джеи (не имеющие ни малейшего
представления о написании музыки), следуя укрепившейся тенденции, стали
выпускать композиции. Следует ли говорить о том, что композиции попросту
заказываются у музыкантов, или, проще говоря, покупаются.
Участились и случаи кидалова в этой сфере, неоднократно были случаи,
когда люди заказывали аранжировку, музыканты без предоплаты начинали
работать, тратили время, а в конечном итоге у заказчика менялись
жизненные приоритеты или начинались какие-то еще проблемы, и деньги он
просто не выплачивал.
Мораль здесь все также проста – берите предоплату достаточного
размера или разбивайте процесс несколько логических частей, каждая из
которых будет оплачиваться. Это, как минимум, застрахует вас от пустой
траты драгоценного времени.
Подводя итоги
Одна из особенностей российского менталитета - склонность к порой
удивительной импровизации. Но увы, не всегда в честных направлениях.
Посему, если вы не хотите стать жертвой наглых жуликов и позволить
кому-то делать деньги на вашем честном труде – держите ухо востро.
Всегда берите предоплату и как минимум заручитесь юридической
поддержкой в виде договоров, контрактов и райдеров (если это возможно) и
обязательно проверяйте всю информацию, в которую вас хотят заставить
верить. Бдительность никогда не была лишней, а работая в столь
нестабильной сфере как российский клубно-музыкальный бизнес, она просто
необходима.
Занимайтесь творчеством, радуйте людей, а самое главное, не позволяйте жуликам на вас наживаться!