Споры о музыкальном пиратстве, о смерти винила, музыкальных технологиях, развивающихся
с бешеной скоростью, о погибающих с голоду продюсерах, ди-джеях, переходящих на
формат mp3, не просто не умолкают, а с каждым днем разгораются все сильнее, приобретая
масштабы мировой дискуссии. И подобные споры возникают не только здесь, в России,
но и в каждой стране, где мало-мальски развита электронная музыка, клубная культура,
и люди зарабатывают на этом. Зарабатывают на этом все кому не попадя: саунд-инженеры
звездных продюсеров, распространяющие среди друзей «последний альбом Дигвида»,
звукозаписывающие компании и лейблы, для которых до сих пор это было очень даже
прибыльным делом, клубы, чьи звуковые инженеры нажимают красные кнопки на своих
лэптопах во время выступления очередной звезды, ди-джеи, распространяющие самиздат-промомиксы
без получения каких бы то ни было лицензий, и, само собой, музыкальные пираты
– профессиональные охотники за свеженьким материалом или попросту воры. А в отношении
воровства (и не только музыкального) Россия традиционно впереди планеты всей.
Сначала давайте посмотрим на статистику.
Международное музыкальное пиратство давно уже вышло на промышленный уровень,
поражая своими объемами продаж (около 5 млрд. долларов) неправительственные
организации, которые не в состоянии в одиночку, без поддержки пассивного к этой
проблеме государства, оказать должное сопротивление пиратам. По крайней мере,
они следят за происходящим и призывают общественность и правительства обратить
внимание на творящийся беспредел.
Согласно данным, опубликованным в докладе международной звукозаписывающей индустрии,
в десятку приоритетных стран, где для борьбы с пиратством необходимо вмешательство
на правительственном уровне, вошли: Бразилия, Китай, Мексика, Польша, Россия,
Испания, Тайвань, Таиланд и Украина. Первое место в десятке занимает Китай,
где уровень пиратства составляет 90% и оценивается в $530 млн. (данные по состоянию
на 2003 год), несмотря на то, что Китай является членом ВТО. Россия, Бразилия
и Мексика также являются странами с развитой индустрией пиратства, и где пиратские
продажи во много раз превышают потребности легального рынка. Тайвань и Таиланд
производят массовое изготовление пиратских компакт-дисков; Испания также является
страной с быстрорастущим уровнем пиратства; в Польше, на центральном стадионе
в Варшаве в огромных количествах продается пиратская продукция. Парагвай служит
воротами для массового ввоза и вывоза пиратской продукции. Украина остается
в этом списке, несмотря на то, что большинство заводов-изготовителей оптических
дисков были перенесены на соседнюю территорию в Россию.
По данным Ассоциации производителей программного обеспечения (Business Software
Alliance, BSA) и компании IDC (International Data Corporation), ведущим аналитическим
и консалтинговым агентством, занимающимся изучением и прогнозированием тенденций
развития мировой индустрии информационных технологий, в Восточной Европе в 2003
году наблюдался самый высокий среди регионов мира уровень компьютерного пиратства
– 71%. Свой вклад в это сомнительное «достижение» внесла и Россия с показателем
в 87%.
Прогнозы BSA и IDC не утешают программистов и музыкантов:
«При отсутствии эффективных законов об авторском праве в Интернете, а также
действенного применения этих законов на практике онлайновое пиратство – с использованием
спама, онлайновых аукционов и пиринговых систем – будет продолжать расти вместе
с увеличением использования Интернета. На конец 2003 года пользователей Интернета
насчитывалось 700 млн. человек, а к концу 2007-го их будет свыше 1 млрд. человек.
Многие из новых пользователей придут с развивающихся рынков: только в Китае
за ближайшие три года добавится почти 90 млн. новых пользователей Интернета.
Онлайновое пиратство упрощается благодаря росту скорости передачи данных – более
скоростные подключения позволяют пользователям быстрее отправлять и загружать
более крупные файлы. Сегодня широкополосным подключением обладают 70 млн. семей,
а к концу 2007 года их число увеличится еще на 100 млн. семей во всем мире».
Как показывает практика, наиболее действенным способом борьбы с пиратством
является объедение звукозаписывающих компаний, которые при активной поддержке
государства и закона, вычисляют производителей, продавцов и потребителей и призывают
оных с помощью судов к ответственности. В некоторых странах борьба с музыкальным
пиратством приносит определенные результаты, как, например, в США, где правосознание
находится на достаточно высоком уровне. Согласно американским законам, за нелегальное
копирование музыкальных файлов любителей музыки ждет штраф от 750 до 150000
долларов за каждый файл. Но и американцы считают такие меры слишком суровыми
и призывают карать лишь злостных нарушителей. Одно дело, когда повестку в суд
получает 50-летний дедушка Боб Барнс из Калифорнии за то, что скачал пару сотен
песен, и совсем другое дело, когда иск предъявляется сети киберкафе EasyInternet
Cafe, которая предоставляла своим посетителям возможность скачать музыкальные
файлы и записать их на «болванку».
А стоит ли бороться?
Наверное, кто-то скажет, что такие мысли порождают анархические взгляды на
мир и пассивная позиция правительства по отношению к проблеме музыкального пиратства,
но все же позволю себе поделиться некоторыми соображениями.
А может каждодневно ускоряющийся высокотехнологичный мир придет к тому, что
фонограммы – будь то синглы, альбомы или миксы - никому не будут интересны?
Синглы уже очень плохо продаются. Разве что заядлые коллекционеры или ди-джеи,
т.е. люди, занимающиеся музыкой профессионально, покупают синглы в музыкальных
магазинах себе в коллекцию или на один-два вечера. Но, в то же время, в целом,
показатели 2004 года свидетельствуют о росте суммарного объема продаж музыкальных
альбомов (не забывайте: это лицензионная продукция). При этом объем рынка пиратской
продукции увеличился за последние 5 лет в 3-4 раза и продолжает расти. Таким
образом, общий рынок музыкальной продукции – как «белой», так и «черной» - растет!
И «черный» рынок растет значительно быстрее.
Обратите внимание, что музыкальный мир дробится на более мелкие миры. Сейчас
уже не рождаются супер-звезды мирового масштаба вроде Мадонны, Rolling Stones,
Джорджа Майкла или U2. Звезды стали звездочками, стремящимися занять свое место
под солнцем в определенной музыкальной нише. Сегодня для потенциального потребителя
музыкальной продукции существует неограниченный выбор исполнителей, жанров,
групп и стилей. Мало того, что для потребителя перестали существовать музыкальные
иконы122, так потребитель становится с каждым днем все голоднее, закачивая гигабайты
«новой» музыки. Вчерашний трек или микс становится забытым уже сегодня, потому
что сегодня можно скачать новый трек или микс. И можно смотреть на это негативно:
«люди не могут оценить», а можно и позитивно: «люди очень быстро оценивают»,
и, даже оценив, в лучшем случае послушают микс два-три раза. Это новая наркомания:
тяга к новому.
Безусловно, никто не будет покупать микс, который захочется послушать лишь
пару раз, а после перейти к новой порции, и в ближайшее время традиционные лейблы
просто умрут. К чему же мы придем? Неужели вместе с винилом, вместе с Global
Underground и Renaissance умрет вся электронная музыка? Что же мы будем слушать?
Кто будет отбирать лучший материал?
А не кажется ли вам, что со временем мы придем к тому, что музыканты будут
играть только лайв? Понятие «ди-джей, играющий чужие пластинки», со временем
исчезнет, потому как уже сейчас каждый ди-джей понимает, что если он не станет
продюсером и не изобретет свой саунд, то карьере его не сегодня, так завтра
придет конец! И тогда в дело идет все: прокуренный вокал любимой девушки, гитара,
заброшенная на чердак со школьных времен, советский синтезатор и easy-listening.
Завтра будет только одно понятие - лайв-акт! И только на танцполе можно будет
услышать вчерашние домашние заготовки ди-джея, а послезавтра его микс можно
будет скачать в Интернете с сайта клуба, в котором он играет сейчас. Зарабатывать
будут только клубы, саунд-системы, производители софта и музыкального оборудования.
И в цене будут только те ди-джеи, которые способны рождать свой собственный
саунд здесь и сейчас, потому как чужая музыка давно уже всеми закачана и переслушана.
Вместе с понятием «лайв-акт» выживет только понятие «ремикс». И ремикс будет
называться не Aya - Sean (James Zabiela edit) [Naked Music], а Aya - Sean (James
Zabiela @ Crobar 16.03.05 edit) [Crobar Music].
Это эволюция, неизбежный процесс. И индустрия сейчас стоит на грани: старые
уже понимают, что не могут заработать на пластинках, каждую из которых пишут
по несколько месяцев, а за неделю до официального релиза она уже в сети; а молодые
понимают, что не могут заработать на пластинках, которые все уже слышали. Еще
один виток прогресса - и лед тронется. Молодой понимает, что его музыка, его
саунд, его вокал, его домашняя заготовка - это то единственное, что он может
продать. И нет времени стоять в очереди на прослушивание в мейджор-лейбле, есть
время только научиться делать что называется «на лету» (on the fly), есть время
разобраться во всех этих новомодных примочках и эффектах и идти поражать публику
своей ловкостью, своей техничностью, и в то же время своим талантом изобретать
новый саунд здесь и сейчас, в клубе, саунд, который никто никогда раньше не
слышал.
Сегодня не пираты стараются опередить лейблы, а лейблы пытаются опередить пиратов,
следуя инстинкту самосохранения. Почему лейблы выпускают промо-релизы миксов
и альбомов? Зачем нужны промо-релизы по заниженной цене, если через неделю-две
выходит официальный релиз, который будет лежать на той же полке того же магазина?
Если промо-релиз ориентирован на сгорающего от нетерпения фаната, то этот же
фанат с большей вероятностью купит полноценный релиз в твердой коробке и вложенным
в нее буклетом. Тогда почему? Потому что пираты уже опередили лейблы – микс
уже в Интернете!
Все ускоряется, у мира новые запросы, и нужно соответствовать этим запросам.
Еще чуть-чуть и будут только Джеймсы Забиелы, повернутые на Pioneer, Саши на
Ableton Live и промоутеры клубов, помешанные на саунд-системах Phazon. Частично
соревнование ди-джеев превратится в соревнование производителей и их брэндов.
Потому что эволюция и продолжается во многом благодаря новым звукам и новой
технике. Останутся букинг-агентства, клубы и сайты клубов, которые будут продавать
лайв-миксы по договору с ди-джеем. Клубы будут лейблами. И это будут не просто
клубы, а глобальные сети а-ля Pacha: Pacha Ibiza - Pacha Madrid - Pacha London
- Pacha Moscow…
Осмелюсь предположить, что творчество не имеет прямого отношения к деньгам
(а для многих и косвенного), музыкальное творчество как таковое не может умереть
с исчезновением лейблов, с исчезновением винила и даже с исчезновением компакт-дисков.
Творческие люди будут искать новые пути для реализации своих идей, для продажи
своих идей, для представления своих идей широкой публике. Это нормальный эволюционный
процесс. Выживает быстрейший!