Большинство моделей классических студийных наушников самых известных
брендов уже сняты с производства. Те самые, выпускавшиеся,
довыпускавшиеся и перевыпускавшиеся годами без заметных изменений.
На смену им пришли новинки с MK II, HD и другими индексами
в обозначении.
Чаще все обновление модельного ряда связывается с применением новых
материалов — кевлара/майлара в мембранах, алюминия в акустических
катушках, бескислородной меди в проводах и компьютерного моделирования
диафрагм переменной жесткости. В наши дни происходит еще более
значительный технологический виток в массовой акустике — достаточно
подешевели и ныне широко применяются в бытовой технике неодимовые
ферромагнетики, позволяющие получить высокую чувствительность при тех же
или меньших размерах.
В конце прошлого века постоянные магниты, изготавливаемые путем
спекания ферритового порошка с редкоземельным неодимом, позволили
достичь выдающихся показателей в магнитной силе — остаточной магнитной
индукции и коэрцитивной силе — сопротивляемости размагничиванию.
Рекордные образцы теряют лишь один процент намагниченности в сто лет
и притягиваются с такой силой, что их просто невозможно разомкнуть
руками. Но плюсов не бывает без минусов.
Профессионалы проаудио, студийных технологий
и дизайна все еще продолжают дискуссию о целесообразности применения
неодимовых магнитов в контрольной акустике: постоянные магниты
с неодимом боятся перегрева — сразу размагничиваются, их невозможно
восстановить или перемагнитить и трудно предсказать время, за которое
происходит размагничивание. В серийном производстве и при закупке
крупных партий постоянные магниты сложно проконтролировать, а бывает,
что они теряют заряд быстрее, чем должны. Это значит, что и без того
непривычные акустические характеристики динамических головок
с неодимовыми магнитами в течение времени претерпевают значительные
изменения.
Основные требования к контрольной акустике — это постоянство
характеристик и надежность: линейность во всем рабочем диапазоне частот,
традиционно высокая динамическая чувствительность, высокая
повторяемость от экземпляра к экземпляру, ремонтопригодность
и возможность обслуживания в условиях профессиональной эксплуатации.
Так же контрольная акустика призвана сохранять свои качества максимально
неизменными долгие десятилетия, в идеале — весь период творческой
активности артистов. Ведь уши «привыкают» к звуку акустики. Известный
факт, что аудиопродюсеры даже при смене студии возят комплекты мониторов
с собой. Подобные причины мотивировали звукоинженеров во всем мире раз
и на всю жизнь запасаться мониторами и подобранными запасными частями
и расходными материалами для них, а меня — выбирать себе наушники
исключительно проверенных, эталонных моделей и серий. Таким образом,
у меня в пользовании оказался целый парк неплохих наушников,
но ни в одних не было неодимовых динамических головок.
Но прогресс не остановить — неодимовые магниты уже повсеместно
применяются в наушниках и бытовой аппаратуре. Многие заслуженные профи
еще не решили окончательно, на чем сводить музыку для воспроизведения
на новой акустике и всегда ли уже выпущенная музыка в новых условиях
будет звучать удачно. Но эта самая музыка уже звучит из новых компактных
и мощных динамиков с неодимовыми постоянными магнитами. И я решил
присмотреться к новинкам среди наушников с большими диафрагмами,
классическим оголовьем и неодимовыми магнитами в драйверах.
У меня оказались три модели: AKG K 272 HD, M-Audio Q 40
Studiophile и Axelvox HD 271. Все три модели относятся к различным
ценовым диапазонам, общее у них — неодимовые магниты в драйверах. Также
я располагаю инсайдерской информацией, что Axelvox производят на том же
заводе, что и AKG, на их коробке есть надписи на русском и нигде кроме
рунета вы о них упоминаний не найдете — это наш бренд. Еще я знаю, что
в настоящих аналоговых коммерческих студиях используются наушники
с импедансом около 200–600 Ом, а импеданс этих моделей располагается в пределах 32–64 Ом. Я исхожу из того, что прямое сравнение было бы в высшей степени некорректным. Я его и не проводил.
Модели
Модель AKG K 272 HD имеет классическое исполнение, присущее изделиям
этого бренда. Для сравнения у меня есть AKG K 271, на которых написано
«Сделано в Австрии». С тех пор внешне модель почти не изменилась — те же
съемные мягкие амбушюры на пластиковых чашках с логотипом, которые
теперь не черные, а светло-серые, закрытое акустическое оформление,
саморегулирующееся оголовье на проволочном каркасе и провод слева.
Провод в AKG K 272 HD неотсоединяемый, при снятии с головы сигнал
в наушниках не выключается автоматически, как в AKG K 271. Амбушюры
в новом исполнении комбинированные — бархат внутрь с винилом наружу,
выглядят так, что теперь их можно стирать. Они по-прежнему охватывают
ухо полностью, но по ощущениям усилие, с которым они прижимаются
к голове, стало больше.
Профессиональная комплектация подразумевает и возможность приобрести
дополнительные сменные комплекты амбушюров. AKG K 272 HD имеет вес
240 г, длинный провод с миниджеком и навинчивающимся переходником
на большой стереоджек в комплекте, большие 40 мм драйверы с неодимовыми
магнитами и майларовыми мембранами, отдачу 200 мВт при импедансе 55 Ом
и чувствительности 91дБ/мВт в диапазоне частот 18 Гц—24 кГц.
M-Audio Q 40 Studiophile — интересные 250-граммовые
наушники со складным мягким оголовьем, имеющим разметку на раздвижной
металлической ленте, поворотными корпусами динамиков и отсоединяемым
трехметровым проводом на миниджеках с резьбой на обоих концах. Резьба
служит как для навинчивания переходника на большой джек, так и для
ввинчивания в левый корпус наушников. Мягкие амбушюры закрытого типа
полностью охватывают уши и сильно прижимают наушники к голове. M-Audio
Q 40 имеют большие 40 мм драйверы с неодимовыми магнитами с импедансом
64 Ом и развивают звуковое давление 116дБ (1В RMS) в рабочем диапазоне
10 Гц—20 кГц.
Axelvox HD 271 — черные накладные трехсотграммовые наушники
в классическом закрытом оформлении с саморегулирующимся оголовьем
и полусферическими корпусами на жестком проволочном каркасе. Плотные
цилиндрические амбушюры охватывают голову вокруг ушей с заметным
усилием, при этом сами уши свободно помещаются внутрь полностью. 2.5 м
шнур выходит слева и на противоположном конце имеет стереоминиджек
с навинчивающимся переходником на большой джек. Axelvox HD 271 имеют
50 мм драйверы с неодимовыми магнитами с импедансом 32 Ом
и чувствительностью 98 дБ. При этом они развивают 300 мВт в рабочем
диапазоне 10 Гц—30 кГц.
Как и что я выяснял
На большую коммерческую студию для тестирования я не пошел потому,
что с импедансом не поспоришь. У всех трех моделуй импеданс не для
студийных наушниковых усилителей. У меня есть аудиоинтерфейс Mbox2 с
регулируемым наушниковым выходом 6 мВт при нагрузке 50 Ом
и стереовыходом линейного уровня. Качество его звучания меня полностью
устраивает. В сравнении с ним не единожды были публично посрамлены
некоторые весьма дорогие и навороченные аудиоинтерфейсы. Еще у меня есть
аналоговый микшер Soundcraft Compact 10 c парой раздельно регулируемых
наушниковых выходов 300 мВт при нагрузке 200 Ом. Все наушники я слушал
на различном сведенном материале, на несведенном материале и на предмет
разборчивости при треккинге с мониторингом — звучит микс, а исполнитель
сам выставляет баланс, чтобы слышать себя. Еще я провел несколько
специфичных тестов, о них — позже. Скажу сразу — все неодимовые наушники «сделали» своих заслуженных
ферритовых собратьев. Осталось разобраться — в чем. Наиболее
сбалансированный и утонченный звук оказался у AKG K 272 HD, в сравнении
с AKG K 271 появилась глубина в басу и некоторые «искорки» вверху.
Одновременно звук стал несколько энергичнее и динамичнее. Небольшая
потеря детализации и локализации в сравнении с AKG K 271 ничуть
не раздражала, ведь я не искал им замены. AKG K 272 HD отлично
воспроизводили 44.1 кГц-фонограммы, на 48 кГц вверху вполне адекватно
что-то добавлялось. Играть на синтезаторе с 96 кГц конверторами сквозь
них было легко и приятно. Из всех испытуемых наушников, в этих я смог бы
провести больше всего времени, если бы захотел. Мониторить себя через
них при записи тоже сплошное удовольствие, они очень легко выделяют
спонтанные нюансы, которых в AKG K 271 просто не было заметно. Будучи
включенные в не слишком подходящий наушниковый выход аналогового
микшера, AKG K 272 HD начинали заметно красить звук, когда ручка
регулятора указывала на девять часов. Что-либо становилось слышно в AKG
K 272 HD на меньшей громкости, чем в K 271, а окрашивать слишком громкие
звуки они начинают значительно позже. Мне показалось, что можно
говорить о большей чувствительности с большим запасом по динамике,
о равномерности во всем диапазоне говорить не приходится.
Надо отметить, что в сравнении с остальными AKG K 272 HD сразу
нравятся девочкам в силу их врожденной расположенности к высокой цене
предмета. Это я выяснил в результате одного из специализированных
тестов. К тому же и упаковка у AKG K 272 HD говорит сама за себя. Надо признаться, что M-Audio Q 40 Studiophile произвели
на меня неизгладимое впечатление. То, как они «жарят» голову не сравнить
ни с чем. Из всех трех моделей Q 40 выдают самый настырный плотный
звук, похожий на звук диджейских наушников. Еще их можно раскачать так,
что лицо будет подрагивать. О равномерности речь не идет, хоть сразу
заметно, что «вниз» они забираются глубже всех, а верх, начиная
с какой-то частоты, становится ненавязчивым. Однако то, как замечательно
они передают атаку и trancient — словами не предать. Тугими
их не назовешь, при выводе ручки громкости от нуля что-либо становится
слышно практически сразу. Одновременно и перегрузить мне их моими
средствами не удалось. Вместо перегруза происходит некое плавное
и адекватное добавление гармоник, по-своему не лишенное
привлекательности — как у гитарного комбика. Особенно мне понравилось,
как Q 40 складываются. В какой-то момент мне стало очень любопытно, как
поведут себя Q 40 перед пятикиловаттными порталами. И должен сказать,
что они справились! Как и в настоящих диджейских наушниках в них легко
прослушивать и сводить треки. Еще в них удобно солировать, играть lead
или acid line — они отлично передают специфику партий такого типа.
Что-то подобное я давно искал, и к этой мысли я обязательно вернусь!
Вокалистам Q40 нравятся меньше, потому что «через них я слышу себя
громче, чем внутренним ухом». Axelvox HD 271 мне всем понравились, особенно ценой. Они играют очень
неплохо, выдерживают подачу избыточной мощности, но перегружать
их я не советую, они для этого явно не приспособлены. У них много
глубокого объемного баса, верха прозрачные, светлые, но ненавязчивые.
Мониторить себя при записи с их помощью оказалось трудновато — они все
немного выравнивают динамику, сглаживают оттенки. Различия звучания
фонограмм на 44.1 и 48 кГц можно заметить, если знать, что они есть.
Звук Axelvox HD 271 отлично подходит для обволакивающей даб-музыки,
атмосферного d’n’b и компьютерных игрушек — кому надо это сразу
заметили. Мне кажется, они просто незаменимы на велотренажере, если
хочется быстро проснуться и дать выспаться соседям. Даже на беговой
дорожке они не спадут — так уверенно держатся на голове. Axelvox HD 271
вышли однозначным лидером в специальном тесте на ненавязчивость — у них
лучшие изолирующие характеристики, даже в тихой комнате не понятно, что
в них играет, пока они на голове.
|