На сегодняшний день основным источником дохода для представителей
артистической сферы являются выступления, и эта область имеет наиболее
жесткую конкуренцию среди ее участников.
Ни для кого, думаю, уже не секрет, что в общей массе промоутеров,
диджеев, музыкантов и, что немаловажно, самой публики, которая ходит
в клубы, сложилось мнение, что востребованными на выступлениях,
а значит, имеющих выступления стабильно, могут быть только известные
артисты. Это мнение, грамотно вложенное через СМИ и личное общение
самими известными артистами и их менеджментом, не соответствует
действительности по одной причине — возможности у клубов и площадок
разные, и они дают возможность выступать как перед аудиторией размером
в 5 000 человек, так и перед аудиторией в 50 человек.
Если вы уже начали применять инструменты, о которых
говорилось в предыдущих частях серии, то наверняка уже представляете,
с чего начинаются контакты с промоутерами, если же до сих пор вам
не поступило ни одного предложения о выступлении — скорее всего,
вы что-то делаете не так. При пошаговом менеджменте по схеме, которая
описывается в этой серии, гастроли и выступления у артиста могут
начаться приблизительно через полгода-год, поэтому если вы просто прочли
предыдущие части, и ничего не применили на практике, эта часть для вас
окажется просто бесполезной. Для тех же, кто работал с полученной ранее
информацией из серии, этот шаг даст возможность начать выступать.
Первое, о чем вы должны позаботиться — это донесение информации
до промоутеров и арт-директоров клубов. Ввиду того, что
букинг-агентства, которые располагают базами контактов клубов
и их менеджмента, в основном продают только известных артистов, вам
придется первое время самим заниматься своими выступлениями.
Соответственно, вам необходимо создать свою базу контактов промоутеров
и арт-директоров клубов для рассылки информации о своей деятельности.
База контактов собирается с помощью поисковика, вполне удобно
использовать поисковик на PROMODJ, так как почти все активные промоутеры
и арт-директора зарегистрированы на портале. Помимо этого, у многих
крупных городов есть свои порталы ночной жизни, на которых представлена
информация о большинстве клубов и о том, что в них происходит —
забиваете в поисковик «название города — ночные клубы» и получаете
материал для работы. Базу контактов нужно постоянно поддерживать
и обновлять, так как текучка кадров сегодня в клубах довольно большая,
важно иметь актуальные контакты.
Второе, что вам необходимо сделать для начала общения с клубами — это
составить свой технический и бытовой райдеры, которые сейчас уже
являются приложениями к договору на выступления. В техническом райдере
указываются марки и модели оборудования, на котором вам комфортно
работать. В случае, если вы смогли позволить себе купить домой CDJ-2000,
не стоит настаивать именно на этой модели в райдере — немногие клубы
могут себе позволить обновлять линейку оборудования сразу после
ее выхода. Ввиду того, что вы начинающий артист, будьте скромнее —
эконом-класс авиаперелетом, плацкарт поездом, стандартный номер
в обычной гостинице позволят быстрее промоутерам обратить на вас
внимание за счет скромных требований.
В договорах у всех известных артистов обязательно присутствуют пункты
о рекламной кампании их выступлений, именно за счет этих условий они
собирают полные танцполы, а не за счет чего-то другого. Пока
вы начинаете свою карьеру гастролирующего артиста, вам никто, конечно,
не сделает рекламных плакатов по всему городу, ролики и интервью
на местном радио и ТВ с анонсом вечеринки с вашим участием и так далее,
но вы можете обязать клуб разместить анонсы на всех локальных ресурсах,
которые посещают гости клуба, а также сделать несколько плакатов
и флаеров, которые будут размещены и распространены заблаговременно
в самом клубе.
Обязательным условием при договоренностях с промоутерами
о выступлении является предоплата гонорара — это известно уже не только
артистам и промоутерам. 50% гонорара, который на первых порах, у вас
будет не таким большим — вполне подъемная сумма для того, чтобы
заручиться гарантией с обеих сторон — с вашей, что вы приедете,
и со стороны клуба, что он серьезен в выполнении договоренностей. Это
условие — пункт договора, который вы должны подписать с клубом. Вторую
часть гонорара желательно получить перед выступлением, так как
нечистоплотные промоутеры часто используют фразу «после выступления»
в вопросе выплаты для того, чтобы уйти от этой выплаты вообще. Будьте
бдительны в контроле финансового вопроса.
Дата, которую вы оговариваете с клубом на выступление, заносится
в календарь только после того, как вы получаете подписанный со стороны
клуба экземпляр договора с приложением-райдером и предоплату,
в противном случае вы рискуете оказаться в сложной ситуации, если
на эту же дату вам поступит другое предложение чуть позже, а уверенности
в том, что поездка, о которой вы ведете переговоры, состоится, у вас
не будет. Получив билеты или средства на покупку билетов самостоятельно,
контролируйте дату и время выезда — опоздать на поезд или самолет —
означает моментально прослыть неаккуратным и ненадежным артистом, что
в начале карьеры артиста вам точно не нужно.
Несколько правил поведения на гастролях:
— в поездку следует взять несколько промо CD со свежими записями,
чтобы отдать их промоутеру или арт-директору, а также диджея-резидентам:
— работоспособность оборудования необходимо самостоятельно проверить до начала выступления;
— в клуб нужно приезжать минимум за полчаса до выступления;
— перед выступлением не стоит употреблять много алкоголя;
— человек, который вас сопровождает во время нахождения в городе, должен быть в шаговой доступности, или на связи по телефону;
— на время выезда в аэропорт/на вокзал лучше поставить будильник в часах или в телефоне, чтобы не опоздать;
— билеты, документы и деньги лучше держать в кармане одежды, а не в сумке с дисками/ноутбуком.
После поездки обязательно сопоставьте все плюсы и минусы выступления,
в пределах разумного, чтобы на будущее вы могли лучше подготовиться,
организовать свою поездку и выступление, а также проконтролировать
исполнение условий клубом.
Виктор Шувалов (Luxury Music): Важно от промоутера добиться уведомления, все ли пункты райдера ему
понятны и со всем ли он согласен, не существует ли каких-либо лимитов
во время вашего пребывания, так как порой эти вещи зачастую
не рассматриваются промоутерами и вам скажут: «Мы все понимаем, но у нас
принято иначе». Обо всех нюансах надо договариваться до собственного
выезда и не бояться быть педантичным, так как это залог вашего
комфортного пребывания. Важно добиться от организаторов информации, кто
встречает, кто провожает и кто ответственный за выполнение райдера,
может решить какие-либо вопросы по вашему пребыванию на месте. Отдельно хочется коснуться темы конкуренции в сфере выступлений
и некоторых подводных камней, о которых хорошо знают известные диджеи,
букинг-менеджеры и промоутеры, но о которых, порой, не подозревают
молодые артисты. Гастроли — это основной источник доходов артистов, как
было сказано в начале, и разумеется, конкурентная борьба, которая
разворачивается на этом поле, порой идет практически без правил, это
нужно иметь ввиду. Чаще всего, вне зависимости от качества материала,
вкуса, как диджея, менеджмента по организации собственной карьеры,
молодые артисты сталкиваются с широко распространенным мнением, что
только опытный артист может иметь хороший вкус, качественно работать
и собирать полные танцполы — а значит, приносить прибыль клубам
от приглашения. Это заблуждение навязывается известными
и востребованными диджеями и их букинг-агентами с одной целью —
сохранить имеющуюся востребованность в сфере выступлений, чтобы
стабильно зарабатывать деньги. Нужно иметь ввиду, что региональный
клубный рынок, точнее та его часть, где клубы имеют или собственные
бюджеты на приглашения артистов, или спонсорские контракты для
финансирования, довольно небольшой, и практически весь поделен между
востребованными диджеями и их букинг-агентами, и попасть в эту часть
рынка молодому артисту практически невозможно. Многие промоутеры грешат
непрофессиональной чертой, присущей в нашей действительности ко многим
сферам бизнеса — личным рекомендациям. И именно тут находится самое
большое поле для манипуляций и дезинформации в личных интересах тех,
чьей рекомендации промоутеры и арт-директора хотят воспользоваться.
Вы должны морально быть готовы к неожиданно появляющейся информации
о вашем якобы непрофессионализме, отвратительном вкусе, ненадежности,
непопулярности и прочих грехах, которые в реальности могут у вас
отсутствовать. Такого рода информация может распространяться людьми,
которые вас даже заочно не знают — к сожалению, таким способом
ограничивается конкуренция на клубном рынке, и ваша задача на начальном
этапе не стать объектом подобных спекуляций. Но клубный рынок на этой
части не заканчивается, и с учетом небольших требований молодой артист
вполне в состоянии найти себе место в гастрольной сфере в соответствии
со своим уровнем.
Если говорить о том, что промоутеры прибегают к рекомендациям
букинг-агентств — не все так просто. Профессиональному букинг-агентству
тоже не нужно предлагать заведомо некачественного артиста, чтобы потом
не прослыть агентом, который впаривает. Главное даже в этой части
работать честно и предлагать только проверенных артистов
и соотвествующих формату клуба, а не абы каких. Агент, в первую очередь,
всегда продает тех артистов, с которым у него существуют
договоренности. Так как среди артистов тоже распространена ситуация,
если отношения не скреплены чем-то более весомым, чем словами и надеждой
на порядочность, то один раз он едет через агента, потом начинает
ездить сам, тем самым девальвируя и саботируя работу букинг-агента.
И заниматься искажением информации тоже чревато, если артист
действительно профи и его пригласят хоть через полгода, то, тем кто
говорил о нем нелестные отзывы, сам окажется в нелестной ситуации.
Поверьте, был опыт искажения информации от конкурирующих или завидующих,
в итоге артист ехал и доказывал обратное. Для конкурентов это было
очень большим минусом. Так что мое кредо — говорить только правду
и никого не обсуждать, используя негативные оценочные характеристики.
|