Вопрос: "Что делает хороший лектор перед тем, как выдать материал?"
Правильно, знакомит с терминами, которые он будет использовать при
изложении материала! Именно поэтому я рекомендую Вам ознакомиться с содержанием следующего раздела. Что нужно знать и понимать.
Ниже
я приведу простые, доступные даже начинающим, описания нескольких
основных понятий, которые рано или поздно усваивает любой, общающийся с
компьютером человек. В дальнейшем все эти термины неоднократно
встретятся Вам в тексте, так что лучше сразу определиться, что я буду
иметь в виду. MIDI и WAV – сложно объяснить, но я попробую. Это –
основные форматы файлов, содержащих цифровую информацию, которая
передается на воспроизводящее устройство (sound card, синтезатор,
sampler, цифровой магнитофон и тп.), где полученная информация
благополучно преобразуется в аналоговую и подается на усилитель, из
динамиков которого мы уже слышим звук. Разница между MIDI и WAV такая
же, как между растровой и векторной графикой.
WAV-файл – звуковая
форма в "чистом виде". Грубо говоря, это – как магнитофон. Вы можете
подать на вход какой угодно источник звука, записать его, а затем
воспроизводить, копировать, "склеивать" с другими фрагментами,
ускорять/замедлять, "вырезать" как целые куски, так и отдельные частоты и
тд. и тп. (фантазия человека безгранична!). Однако все это требует
гигантских объемов доступной памяти. (WAV
Size=(Bits/8)*Channels*Time*Rate, то есть, 1 сек. звука с CD-качеством
занимает 176400 bytes!) Конечно, существуют различные алгоритмы сжатия,
но тем не менее это не избавляет всех нас от данной проблемы. Один из
самых распространенных профессиональных WAV редакторов – Sound Forge
фирмы Sonic Foundry.
MIDI-файл содержит только секвенцию (см.
ниже) и не хранит в себе звуковых форм (хотя есть бойцы, которые таки
засовывают звуковые волны непосредственно в MIDI-файл, но мы сочтем это
извращением и рассматривать не будем). Звуковая карта (или внешний
синтезатор), получая команду (ноту) по MIDI каналу, преобразует ее в
звуковую волну (либо синтезируя, либо используя образец звука,
хранящегося в ПЗУ (Wave Table)/ОЗУ). Поскольку MIDI-файл не содержит в
себе звуковых волн, то размер его весьма не велик (обычно ~100Kb) и
обмениваться звуком в таком формате очень просто. Однако, именно потому,
что в нем нет звуковых форм одна и та же фонограмма на разном
оборудовании звучит по разному. Разнообразных MIDI-редакторов превеликое
множество, поэтому советовать какой-либо я не стану, все зависит от
степени профессионализма и силы Ваших привычек. Наиболее часто
используемыми являются Cakewalk, Midi Studio и Cubase.
Cеквенция
(sequence) – практически то же, что и партитура. Совокупность команд,
основной смысл которых есть информация о том, какой звук (инструмент) в
какой момент и какой длительности должен воспроизводиться. Ноты,
вписанные в нотный стан – это секвенция / MIDI- файл – секвенция / MOD,
S3M или IT-файлы – тоже содержат секвенцию / Pattern в Drum Machin'ах –
опять же, секвенция. Cэмпл (sample) – образец звука. Скажем, ваш
приятель дернул струну на гитаре, а Вы записали это в WAV-файл. Это и
будет ваш сэмпл гитары. В дальнейшем, Вы составите секвенцию, которая
использует этот сэмпл и таким образом у вас получится мелодия,
содержащая партию гитары. А ваш приятель еще долго будет вздыхать да
охать и хлопать удивленными глазами! ;-)
Банк (bank) – файл, в
котором хранится определенный набор инструментов для MIDI-устройства.
Инструмент – это сэмпл, которому задали целую кучу MIDI-параметров
(тональность, patch, attack, looping, panning, modulation и пр.). Банк
загружают в ОЗУ звуковой карты (сэмплера, синтезатора), после этого,
если секвенцию адресовать на данный банк устройство будет синтезировать
звучание, используя звуковые формы, прописанные в банке. Таким образом,
кол-во MIDI инструментов можно разнообразить и увеличивать практически
до бесконечности. Далеко не все MIDI-совместимые устройства имеют
подобную технологию. Пожалуй, самой распространенной и доступной на
сегодняшний день технологией звуковых банков является SoundFont (фирмы
Creative). Все модели звуковых карт серии AWE поддерживают SoundFont.
Треккер
(tracker) – это такие хитрые программки, в которых можно делать
композиции, используя любые доступные Вам сэмплы. При этом не нужно
иметь хорошей и дорогой звуковой карты, составлять MIDI-файлы, банки –
просто загружается один файл, в котором прописаны все сэмплы и
секвенции, а воспроизводимый звук практически одинаков на любой SB-
совместимой карте! Такой файл обычно называют Модулем (module). Размер
файлов зависит фактически от качества, длины и количества используемых
сэмплов. Обычно это ~200–700 Kb. Типичные представители семейства
треккеров: MOD, STM (Scream Tracker Module), S3M (Scream Tracker ver.3),
IT (Impulse Tracker). Все эти форматы были очень распространены в то
время, когда звуковые карты с Wave Table (таблица звуковых волн) были
довольно дорогими. Cреди недостатков подобных программ многие
отмечают: низкое качество звучания (как они ошибались, Вы прочтете
позже), полную несовместимость с MIDI (соответственно нельзя наиграть
мелодию с "живой" клавиатуры), работа под управлением DOS.
Если Вы так и не поняли о чем идет речь, – попробуйте почитать другие FAQ! На крайний случай напишите мне письмо. "С чего начинается Родина?". Не
буду оригинальным, но хороший звук действительно начинается с ИДЕИ!
Идея, сама по себе, бывает различной и приходит неожиданно. Хорошая идея
обязательно найдет свое воплощение, неважно в каком виде или формате.
Есть люди, которые на обычных "кассетниках" такие миксы делают, что диву
даешься! По большому счету, не важно, какая аппаратура сейчас тебе
доступна - если очень надо, то сделать HiFi- фонограмму можно и на
обычной SB-совместимой карте (и, даже НЕ ИМЕЯ звуковой карты вовсе!) Для
примера, опишу, как я сделал свой первый рекламный ролик. Идея песни
возникла минут за 10 (обычно я беру гитару и наигрываю какие-нибудь
простенькие аккорды, потом постепенно вырисовывается основная тема
мелодии, после этого в течение нескольких дней добавляются текст и
"фишки" в мелодию). Тогда о sound cards c WaveTable я знал только
понаслышке, а из музыкальных редакторов мне был знаком Scream Tracker
ver.3. И вот, посидев за компьютер своего знакомого, я минут за 30,
нашел несколько хороших сэмплов и составил простенькую секвенцию.
Подумав, что нести фонограмму на студию в таком виде будет немного
нескромно, я попробовал перевести композицию в WAV-файл.
Именно
тогда я сделал первое "грандиозное" открытие! Моя фонограмма получилась
вполне приличного качества. Как я понял уже позже, real time
воспроизведение в треккерах идет с 8-ми битным качеством (без какой-либо
коррекции), соответственно появляются искажения, дискреция и шумы
квантования (поэтому в треккерах слышен такой треск). Однако, когда
композиция конвектируется в WAV-файл, то подставляются оригинальные
звуковые формы (т.е. если используется сэмпл CD- качества, то на выходе
он будет звучать с тем же оригинальным качеством!). При этом нет тех
самых шумов, характерных для real time воспроизведения в трекерах. Нужно
просто использовать только хорошие сэмплы!
После этого, я пошел
на профессиональную студию, где буквально за 20 минут записал 4 дорожки с
моим вокалом, 15 минут было потрачено на запись женского вокала, и еще
20-25 минут звукоинженер делал окончательное сведение! Таким образом,
потратив всего 80 рублей (за аренду студии на один час) я получил вполне
профессиональный ролик и $150 за работу от заказчика (примерно столько
же в то время стоил Creative AWE64, который я и приобрел).
В
дальнейшем я делал ролики от начала до конца уже сам. Но еще раз
повторюсь – идея это основа хорошей композиции. Идеи приходят всегда
по-разному. Самые хорошие и выразительные – обычно в теплой ванне.
Правда бывает иначе. Однажды мне пришлось общаться с довольно
претензионным заказчиком, за неделю я сделал ему 5 абсолютно разных по
стилю, смыслу и энергетики набросков (т.е. ~ 1 ролик в день); и НИ ОДИН
ему не понравился! Вот ведь как бывает, тут еще один заказ подсунули.
Как ни странно решение пришло довольно просто. Воскресным вечером,
сделав от "фоноря" трех аккордную аранжировку, подумал: "О! А звучит не
плохо..." – и действительно из этого наброска получился дельный ролик,
тот самый заказ, который мне тогда подсунули. Воодушевленный довольно
быстрой победой над одним роликом я стал слушать MIDI с коллекцией
классики. В одной из симфоний Грэга была довольно хорошая фортепьянная
"подложка". Есть! Дальше было уже делом техники развить тему, добавить
барабаны, бас, немного стрингов и вуаля – ролик готов!!! Таким образом,
за один вечер были фактически сделаны сразу два заказа. Как видите, – была бы идея, а воплотить ее можно всегда. Нужно просто о-о-очень захотеть.
Тем, кто хочет попробовать свои силы в изготовлении аудио рекламы, хочу дать несколько советов:
•
ролик должен быть полностью завершенным: оригинальное, неожиданное
начало, содержательная середина, место для коммерческой информации (как
правило – текстовой) и логическая coda.
• не нужно делать
"перепевку" популярного в данный момент шлягера! Обычно, люди не
запоминают слов такой рекламы, а интерес к ней угасает так же быстро,
как и к самому шлягеру. Лучше берите старые, веселые, всем знакомые
песни вроде: "Мы вам честно сказать хотим…", "Нам песня строить и жить
помогает" и т.п. Правда и в том и в другом случае возникает вопрос об
авторских правах, но как правило, заказчики говорят: "Ты делай, а с
Дунаевским я договорюсь!"
• если же решено делать оригинальную
песню, то будьте готовы к тому, что нужно написать простую и в то же
время запоминающуюся мелодию (вроде "Nescafe Theme" или "Always Coka
Cola"). Лучше, если мелодия будет одноактавной, тогда ее сможет напеть
(а значит – запомнить) любой человек!
|